image description
 

Учреждение Витебское областное управление МЧС Республики Беларусь

 

Ко дню памяти воинов-интернационалистов: Сергей Филиппов

596

Войны заканчиваются, а история вечна. Ушла в историю и Афганская война, но ещё долго будет тревожить всех нас голоса погибших и воспоминания живых. Война в Афганистане стала героической и трагической, она длилась в два раза дольше, чем Великая Отечественная. Она требует глубокого осмысления. И у каждого, кто однажды переступил афганский рубеж, она оставила в жизни неизгладимый след. К таким людям относится житель Россонского района, в прошлом пожарный, Сергей Филиппов.

– О том, что буду служить в Афганистане, я даже не догадывался, слишком далеки от нас тогда были те события, – вспоминает Сергей Дмитриевич. – Одно знал точно, что буду пограничником, так как вместе с повесткой получил и комсомольскую путёвку. Естественно интересовались куда едем. В ответ – будете служить в Московском пограничном отряде. Мы успокоились. И невдомек нам тогда было: какая в Москве могла быть пограничная застава? До места назначения добирались пятеро суток, тогда и стало понятно, где будем служить. От Россон до нашей заставы ровно пять тысяч километров. Но Афганистан был только через полгода. Сразу я попал в «учебку» под Ашхабадом в Туркмении, а потом и вправду перевели в Московский погранотряд. Такое название носил наш посёлок в Таджикистане на границе с Афганистаном. После «учебки» мне присвоили звание младшего сержанта и предложили выполнять интернациональный долг в соседнем государстве. Это я теперь понимаю, а тогда никакого страха, где придется служить, и не было. Молодые, глупые, казалось, что нам всё по плечу. А то, что товарищи на глазах погибали… Конечно, переживали, но радовались, что на этот раз случай помог выжить тебе. Помню, строится наша колонна на выезд из гарнизона. Я командир машины, со мною братья-близнецы – наводчик и водитель. Мы – тринадцатые в колонне. Черный юмор в наш адрес «Живыми не вернётесь, чёртова дюжина. Считайте, что всё пропало». Тринадцать машин проехало, а четырнадцатая подорвалась, весь экипаж погиб на наших глазах. И таких случаев было немало.

– Самым трудным в Афганистане было постоянное напряжение от ощущения себя в чужой враждебной стране, – признается Сергей Филиппов. – И это отнимало массу душевных сил. Там всё другое: небо, земля, трава, камни, вода. Невозможно привыкнуть к афганскому климату. Днём плюс сорок, а ночью столбик термометра мог опуститься до отметки минус четыре. А на адаптацию времени не было. На войне или ты убьешь, или тебя убьют. И поэтому там солдатское братство было настоящим, и землячество. Именно в Афганистане я по-настоящему научился ценить жизнь и дружбу.

– По-разному складывались отношения с местным населением. Днем они могли быть доброжелательными людьми, а ночью стать бандитами, – вспоминает Сергей Дмитриевич. – В кишлаки солдаты не ходили, это делали вольнонаемные, так сказать, афганские партизаны, мы ещё их называли сарбозами. Сарбозы – ненадежные люди. Могли и своих сдать, и наших предать. Поэтому после них вся информация тщательно проверялась. А «басмачи», действительно, отличались своей непредсказуемостью и жестокостью. Солдаты были для них ничем иным, как «неверными», пришедшими на их землю, чтобы навести здесь свой порядок, и душманы жестоко карали за это. Самым ужасным было попасть в плен. А к концу моей службы их банды выросли до полутора тысяч человек.

После демобилизации парень вернулся в родные Россоны, и только тогда мать узнала, что её сын служил в Афганистане. Хотя благодарственные письма от командования родные получали не раз.

– На третий день по приезде домой меня пришли агитировать на службу в милицию, – продолжает Сергей Филиппов. – Не гоже было сидеть дома молодому человеку без работы. Но я пошел работать водителем в автобазу, а в 1993 году был принят ряды пожарных. Служил в должности водителя в пожарном аварийно-спасательном посту в деревне Селявщина. Но, к сожалению, через четыре года в связи с серьёзными проблемами со здоровьем службу пришлось оставить. Я решил переехать в дедушкин дом, что находится в деревне Харитоново. Мне здесь хорошо, здесь я сам себе хозяин. Возле дома разбит огород. А рядом с деревней много водоёмов, поэтому я могу заниматься своим любимым делом – рыбалкой. Бывая в Россонах, я всегда захожу в пожарную часть, общаюсь с молодыми ребятами, рассказываю, как осуществлялась служба в наше время. А сегодня, в этот памятный день, я хочу пожелать всем нам мирного неба над головой, так как на себе испытал, что такое война.      

Искать похожие новости:

Будь готов

Другие новости

 

Центры безопасности Витебщины
Центры безопасности Витебщины
Эволюция безопасности
Эволюция безопасности
Витебский участок ГИМС
Витебский участок ГИМС

Министерство
Закрыть
Закрыть Закрыть Закрыть
Закрыть

Центральный аппарат МЧС

Территориальные управления

Департаменты

Закрыть