image description

МЧС Республики Беларусь

Авария на Чернобыльской АЭС. Воспоминания Олега Багирова и Ивана Лапковского

1025

26 апреля исполнится ровно 35 лет со дня крупнейшей техногенной катастрофы в истории Советского Союза – аварии на Чернобыльской АЭС.  В ликвидации чрезвычайной ситуации и ее последствий приняли участие сотни тысяч людей: пожарные, военнослужащие, работники МВД, ученые, специалисты министерств и ведомств.  Каждый из них, жертвуя собственным здоровьем ради защиты своей страны, проявлял высокое личное мужество и героизм. В нашей рубрике ветераны-пожарные, которые были в числе ликвидаторов, поделятся воспоминаниями о тех непростых и наполненных ответственностью, решимостью и отвагой днях.

Олег Багиров

Багиров О.М..jpg

Двадцать шесть лет отдал службе в рядах МЧС Олег Багиров. В 1986 году он работал инспектором в пожарном аварийно-спасательном отряде №3. Впервые об аварии на Чернобыльской АЭС узнал от коллеги: «Слышал? Недалеко от твоей родины (Олег Мамедович родом из Мозыря) произошла авария на атомной электростанции». Еще до майских праздников из отряда была отправлена первая машина для ликвидации последствий техногенной катастрофы. 

4 мая 1986 года Олега Багирова – мастера спорта международного класса по пожарному спорту – отозвали со сборов. На построении начальник части объявил, что нужны два добровольца-офицера для выполнения задания повышенной ответственности. Лейтенант Багиров вместе с другом Сергеем Белым первыми вышли из строя. 

В составе сводного отряда Олег Мамедович отправился в Комарин – городской поселок, находящийся в Брагинском районе. Под руководством речицкого пожарного спасатели, прибывшие со всей области, проводили дезактивацию близлежащих населенных пунктов, подлежащих отселению. Несколько раз довелось выезжать и на пожары. Один из них – лесной – был в зоне радиоактивного загрязнения. «Когда тушили, на губах был какой-то сладковатый привкус, – вспоминает Олег Багиров. – Ни до, ни после с таким не сталкивался. А вечером стало плохо. Благо, на выручку пришли врачи, дежурившие в гостинице, в которой мы остановились».

Читать далее

В районе царила гнетущая атмосфера. Из загрязненных деревень люди, понятное дело, уезжали тяжело, с камнем на душе. Кто-то категорически отказывался покидать родные места. Но дестабилизирующей обстановку паники не было. 

3.jpg

В задачу прибывшим спасателям вменялось и недопущение возгораний, поэтому приходилось с инспекцией обходить практически все частные домовладения. Стоит отметить, что выпавшие испытания на население подействовали дисциплинирующе: местные жители проявляли повышенную бдительность. 

Командировка в загрязненную зону дала знать о себе практически сразу же. Появились проблемы со щитовидкой. Многие из тех, кто находился вместе с Олегом Багировым в боевой командировке, уже покинули этот мир. «Вполне вероятно, что дал знать о себе Чернобыль, – констатирует собеседник. – Практически все находились на медицинском учете, и у каждого были проблемы со щитовидкой. Начальник той части, в которой мы находились, вскоре умер от лучевой болезни». 

Тридцать пять лет пробежали как одно мгновение. Но события тех дней из памяти не стираются.



Иван Лапковский 

img_20180323_162021_novyy-razmer.jpg

Сколько в мире дорог и профессий лихих,
Только в нашей романтики мало.
Если хочешь узнать, ты в глаза посмотри
Офицерам пожарной охраны…» 

Именно такими строчками из песни хочется начать рассказ об Иване Антоновиче Лапковском. В 1982 году он начал службу в пожарной охране, в дальнейшем, принимая активное участие в ее становлении, развитии и реорганизации, прошел военизированную пожарную службу, а затем работал и в подразделениях Министерства по чрезвычайным ситуациям. 

Иван Антонович родом из деревни Вошканты Копыльского района. Со школьных лет он активно занимался биатлоном. Усердные тренировки и энтузиазм помогли стать кандидатом в мастера спорта. После окончания школы он поступил в Гродненский физкультурный техникум. Однако проучился там всего полтора года – был призван на службу в Вооруженные силы. Иван пошел служить в армию – в автомобильные войска. К этому времени мечты о большом спорте приутихли, и восстанавливаться в физкультурный техникум молодой человек не стал, а кардинально изменил жизнь: он поступил в Минский политехнический техникум на специальность «Пожарная техника и безопасность». После окончания в 1982 году Иван Лапковский возглавил восьмую профессиональную пожарную часть города Жодино. Вскоре он был переведен в самостоятельную военизированную пожарную часть в город Борисов, где начал службу с должности командира отделения, затем был начальником караула и заместителем начальника части по службе. 

Жизнь пожарных никогда не была спокойной, но еще больше ее пошатнула весть о взрыве на Чернобыльской АЭС. 

– Отчетливо помню майский день 1986 года, тогда меня вызвали в Минск в отдел пожарной охраны, – рассказывает Иван Антонович. – Разговор был короткий: меня назначили начальником сводного отряда Минской области, затем последовал приказ собрать надежную команду и отправиться на место дислокации – в деревню Савичи Хойникского района.

Читать далее

Так 27-летниий Иван, будучи самым старшим в команде, с девятнадцатью бойцами из Борисовского, Молодеченского и Солигорского гарнизонов отправились ликвидировать последствия страшной аварии. 

img_20180323_155311_novyy-razmer.jpg

– Мы ведь толком и не знали, с чем придется столкнуться, наверное, поэтому и страха такого не было, – вспоминает Иван Антонович. 

В Савичах спасатели жили в детском саду. Детей к тому времени уже эвакуировали. Ежедневно они находились в нескольких километрах от реактора. 

Задачей отряда было тушение торфяников, которые постоянно дымились. 

– Сухая погода, невыносимая жара лишь усугубляли ситуацию, – вспоминает собеседник. – Но страшнее всего было от того, что не было слышно ни одной птицы. Казалось, будто бы жизнь остановилась. 

Иван Антонович отчетливо помнит облако в виде гриба, которое периодически рассеивалось над лесом. 

Резиновые костюмы, жажда – бойцы выматывались неимоверно. Попутно тушениям торфяников огнеборцы выезжали на все возгорания в округе. Иногда приходилось работать сутками напролет. Занимались спасатели и дезактивацией радиационных мест в Хойниках и Брагине. 

Нагрузка была серьезная, но и команда собралась отличная: стойкие, выносливые и преданные делу спасатели выполняли свою работу. 19 дней старший лейтенант Иван Лапковский был ликвидатором последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Эти 19 дней на всю жизнь отложились в его сознании. 

– Вернувшись, многие из коллег больше месяца лежали в госпитале, – вспоминает Иван Антонович. – К счастью, я перенес последствия «на ногах». Но еще почти год постоянно чувствовал в организме слабость, усталость. Затем постепенно все нормализовалась. 

За ликвидацию последствий аварии на Чернобыльской АЭС Иван Лапковский награжден правительской наградой «Орден Красной звезды». 

Вскоре старший лейтенант Лапковский вернулся к прежним обязанностям, затем поступил в Белорусскую государственную политехническую академию. А в 1989 году Иван Антонович стал начальником Борисовской СВПЧ, где прослужил до 1995 года. После этого он возглавил пожарный аварийно-спасательный отряд №6 в Жодино, который в дальнейшем был реорганизован в Жодинский городской отдел по чрезвычайным ситуациям. На заслуженный отдых Иван Антонович уходил с должности начальника Борисовского горрайотдела по чрезвычайным ситуациям. 

img_20180323_155417_novyy-razmer.jpg

– Самые «огненные годы» практической работы провел в Борисовском гарнизоне, – рассказывает Иван Антонович. 

На груди у ветерана россыпь наград, в семейном архиве – множество грамот, благодарностей, которые он заслужил за более чем 25 лет службы. 

 Иван Антонович погружается в воспоминания и делится животрепещущей историей: 

– Вспоминаю ликвидацию пожара в 1987 году по улице Днепровской в Борисове. На этот пожар было поднято все подразделение, горел жилой дом. По приезду на место происшествия мы увидели огромное облако дыма над домом, спасатели на ощупь искали двери квартир и выводили людей. Очагом возгорания стал подвал, он выглядел, словно пекло. Облачившись в специальные костюмы, мы с ребятами спустились туда. Помню, как огонь и жар опаливали лицо, затем под воздействием температуры начало деформироваться перекрытие первого этажа, но сдаваться было нельзя. В тот январский день наши сотрудники эвакуировали всех жильцов подъезда. Лишь потом мы узнали, что виновниками происшествия стали дети: они устроили погоню за кошкой, применив для освещения спички. За ликвидацию этого пожара я удостоен медали «За отвагу на пожаре», но не это главное. Самое главное – это то, что удалось спасти жизни. 

Но самая большая награда ветерана МЧС – семья. Он любящий и заботливый муж, отец и дедушка. Со своей супругой они познакомились во время учебы в политехническом техникуме. Затем вместе работали в Жодинском городском отделе по чрезвычайным ситуациям. Сейчас они вдвоем на заслуженном отдыхе. 

6m0a2368.jpg

– На пенсии скучать нет времени, – с улыбкой на лице делится собеседник. 

В завершение беседы спрашиваю у Ивана Антоновича, если бы он мог вернуть время вспять, какую профессию выбрал бы? Он с уверенностью говорит: «Я вижу себя только пожарным. Никогда не пожалел о выбранном пути и не хотел бы другого!»


Искать похожие новости:

Будь готов

Другие новости


Назад
Министерство
Закрыть
Закрыть Закрыть Закрыть
Закрыть

Центральный аппарат МЧС

Территориальные управления

Департаменты

Закрыть

Территориальные управления

Закрыть